Информация

Что мешает развитию рынка веб разработок в РБ ?

В последнее время все чаще и чаще в белорусских онлайновых СМИ появляются публикации о недостаточно активном росте рынка веб разработок в РБ, о том, что подавляющее большинство профессиональных белорусских веб студий в основном заняты российскими или же зарубежными проектами (Европа, США и т.д.). Да, так и есть. В чем же дело? Что тормозит развитие это направления? В статье мы попытаемся рассмотреть проблему в контексте коммерческого сектора байнета.

Довольно часто на стадии обсуждения проекта будущего ресурса, при согласовании бюджета, когда заказчик слышит, что надо вложить 2000 - 3000 usd, у него напрочь отпадает желание. При попытке выяснить почему, в 90% случаев объяснение банально: "Мы не можем себе позволить тратить подобные суммы. По-нашему мнению, это слишком дорого". И подобные ответы можно услышать не только от мелких или же средних компаний, но и от организаций республиканского масштаба. Почему же так происходит?

Один из основных факторов - это низкая информированность представителей руководящего состава о возможностях коммерческого сектора Интернета. Подавляющее большинство руководителей коммерческих организаций не знают, что дает наличие веб-ресурса или Интернет магазина. В большинстве случаев это рассматривается как дань моде или же, как шаг повысить солидность организации в глазах потенциальных заказчиков и партнеров. Бывают и случаи, продиктованные соображениями - "у конкурентов есть, значит и у нас должен быть". Порой вопрос "Для чего вам необходим проект?" - вызывает больше затруднений, чем просьба описать предполагаемую структуру.

Естественно в данном случае заказчик и не предполагает, что при правильно растравлении акцентов проект может принести не только прибыль несоизмеримую с его стоимостью, но и вывести бизнес на качественно новый уровень, привлечь новых постоянных клиентов и партнеров. Вследствие непонимания, что он дает организации совершенно новые возможности и перспективы – низкий уровень доверия к Интернету как эффективному бизнес инструменту.

Второй фактор, это ошибочное мнение, что простое наличие веб-представительства принесет новых клиентов и партнеров. В практике встречаются случаи, когда заказчики незаслуженно ругают исполнителей, обвиняя их в том, что ресурс в результате получился плохой, и на него никто не заходит. И естественно попытки объяснить, что сайтом надо постоянно заниматься и вкладывать в него дополнительные средства на развитие и продвижение для привлечения посетителей вызывают только негативную реакцию.

В такой ситуации убедить разбушевавшегося заказчика могут только длительные переговоры и ознакомление с успешными проектами, реализованными веб студией, а также обязательное знакомство и беседа разгневанного заказчика с владельцами успешных проектов. Но надо отметить, что большинство белорусских веб студий пренебрегает переубеждением недовольных клиентов. Часто подобные ситуации рассматриваются с точки зрения: "Не хочет слушать ну и ладно, у нас и так клиентов в достатке одним больше одним меньше - не большая потеря". Результат - крайне негативное отношение к Интернету у заказчика и дальнейшее формирование мнения о нецелесообразности вложения средств в Интернет.

Следующий фактор - это отсутствие освещения проблемы со стороны СМИ, которые уже пользуются доверием все у того же руководящего состава предприятий и фирм. Довольно низкое проникновение Интернета не только среди населения, но и среди организаций и гос. структур ведет к плохой информированности людей, принимающих решения.

Надо отметить, что со стороны правительства РБ были предприняты попытки по исправлению сложившейся ситуации. Но как часто у нас бывает "начали за здравие, закончили за упокой". В 2005 году Министерством иностранных дел Республики Беларусь были разработаны и утверждены два рекомендательных документа.

При их разработке не было приглашено ни одного представителя компаний или же организаций, занимающихся веб-сроительством. Документы разрабатывались Министерством иностранных дел Республики Беларусь совместно с Фондом информационного содействия и развития, а также группой специалистов Белорусского государственного экономического университета и Академии управления при Президенте Республики Беларусь. В результате худо-бедно, если отбросить некоторые явно неудавшиеся моменты, документами можно руководствоваться при разработке требований.

Как ни странно, но об этих документах не знают не только многие предприятий экспортеры РБ но и 90% белорусских веб студий. Причина все та же, низкая информированность предприятий и отсутствие шагов со стороны, как Министерства, так и веб студий по распространению информации о данных рекомендательных документах.

Не правильно было бы не упомянуть еще об одном факторе негативно влияющего на темпы развития рынка веб разработок в РБ – попытка средних и крупных организаций разрабатывать и вести работы по привлечению целевой аудитории силами своих программистов. В подавляющем большинстве случаев эту работу поручают штатным программистам или же сетевым администраторам, которые очень далеки от технологий веб разработок и собственно говоря, мало заинтересованы в конечном результате.

Создание проекта зачастую рассматривается подразделениями заказчика как нежелательная дополнительная нагрузка. В результате сайты на стандартных шаблонных CMS, с шаблонным дизайном и кодом, который с трудом, а порой и вообще неправильно индексируется поисковыми системами. Естественно визуальная часть подобных сайтов оставляет желать лучшего, а о кроссбраузерности речи даже и не идет. Для разработки полноценного ресурса и привлечения целевых посетителей требуется целая команда высококвалифицированных специалистов: веб дизайнер, верстальщик, веб программист, seo инженер, менеджер проекта.

В итоге руководитель получает результат, на который затрачено время и средства и получена нулевая отдача и опять же сформировано ошибочное мнение, что это пустая трата времени и денег.

Итог всего вышесказанного – отсутствие заинтересованности у белорусских коммерческих организаций в освоении Интернета как перспективного сектора рынка, и как следствие низкие темпы роста Белорусского рынка со всеми вытекающими.